…ть приёма дополняют подъём на носки при выталкивании гирь от груди и при опускании на грудь, подъём плечевого пояса, просов кисти внутрь дужек, принятие предварительного старта и замах гирь при подъёме на грудь и рывке.

Подразделение спортивных упражнений на составляющие компоненты облегчает изучение их структуры, помогает выделить наиболее важные движения (моменты) для выполнения того или иного приёма.

При выполнении любого приёма гиревого спорта не все его части имеют одинаковое значение. Главными являются части, включающие подъём гирь до полуприседа. Например, главной частью подъёма гирь на грудь является подъём из основного старта до полуприседа. В толчке от груди – выталкивание до полуподседа. В рывке – подъём до полуподседа. При опускании на грудь или с груди, а также в рывке – опускание гири в то или другое стартовое положение.

Выделение главных компонентов движения особо важно при изучении и совершенствовании его по частям. С главного начинается изучение, главному уделяется максимальное внимание при совершенствовании. При выполнении упражнения в целом каждая его часть, с одной стороны, подчинена целому, а с другой – влияет на него.

Необходимым понятием в спортивной технике является так называемая основа техники. Под основой понимается совокупность и правильная последовательность выполнения наиболее крупных частей, составляющих то или иное спортивное упражнение. Это как бы скелет техники. В рывке, например, основой техники является основной старт и подъём до уровня поднятой вверх руки. Малейшее нарушение техники любой из этих частей снижает эффективность выполнения действия в целом. А при выполнении толчка от груди основой будет стартовое положение и выталкивание от груди.

Особое внимание уделяется освоению основ техники в начальном периоде обучения. Особенности физического развития каждого занимающегося, его сильные и слабые стороны определяют те или иные отклонения от общепринятой спортивной техники. Например, в том же стартовом положении – в толчке от груди – атлетам с высокой грудью, но короткими верхними конечностями и широкими плечами, наиболее приемлем старт с гирями на груди с разведенными в стороны локтями, прижатыми к туловищу с боков. И наоборот, атлеты с узкими плечами, гибким позвоночником и длинными верхними конечностями стараются вдавить гирями локти в живот и как бы упираться ими (локтями) в ремень.

Важнейшей стороной спортивной техники является рациональный ритм того или иного упражнения. Ритм – это определённое временное соотношение при выполнении отдельных фаз, составляющих спортивное упражнение. Ритм характерен как для целого упражнения, так и отдельных частей. Временные соотношения отдельных фаз могут быть самыми разнообразными. Так, в толчке от груди, если предварительное сгибание ног в коленях по продолжительности будет одинаково с их выпрямлением при выталкивании (при этом выпрямление ног должно быть значительно быстрее), то эффективность толчка значительно снижается, что говорит о неправильном ритме.

Характерной особенностью правильного ритма является акцентированное приложение усилия в момент выполнения главной фазы того или иного упражнения, например при выполнении подрыва в рывке или подъём, на грудь в толчке. Акцент, приходящийся на эти фазы, – показатель правильного ритма. Правильным ритмом необходимо овладеть в начальном периоде обучения. Ему нужно обучать специально.

Невозможно рассматривать технику классического упражнения вне связи с правильным дыханием. Умение сочетать движения с дыханием – неотъемлемая часть техники. Все классические упражнения гиревого спорта выполняются в течение 10 мин, за это время ведущие атлеты поднимают до 10 т и более. Потребность организма в кислороде очень большая. Даже, казалось бы, незначительные сбои или задержки в дыхании сразу же сказываются на работе мышц, что, в свою очередь, – на результате в целом.

В гиревом спорте нередки случаи, когда атлет, не отличающийся ни силой, ни другими какими-либо физическими качествами, но умеющий технически правильно выполнять упражнение, сочетать движения с правильным дыханием и максимально расслаблять не участвующие и подъёме гирь мышцы, показывает не только высокие результаты, но и выигрывает у настоящих богатырей, обладающих огромной силой.

Достаточная сила, выносливость, совершенная техника исполнения упражнений, умение правильно дышать и сочетать движения с дыханием, максимально расслаблять «лишние» мышцы – главные слагаемые высоких результатов в гиревом спорте. Каждое из этих качеств имеет большое значение в реализации физических возможностей атлета и достижении высоких спортивных результатов.

 

Техника толчка

 

Толчок включает в себя 4 приёма:

1) подъём гирь на грудь;

2) подъём от груди (выталкивание);

3) опускание гирь на грудь;

4) опускание гирь с груди.

Классическое упражнение толчок – скоростно-силовое, многократно повторяющееся движение.

По правилам соревнований, две гири должны быть подняты вначале на грудь, затем от груди вверх на прямые руки. Подъём от груди повторяется максимальное количество раз в течение 10 мин. В этом случае второй приём (толчок от груди) является основным.

Существует так называемый кубковый толчок, или толчок по полному циклу, когда после каждого подъёма вверх на прямые руки гири опускаются на грудь, затем – вниз в основной старт (по таким правилам проводятся кубковые соревнования). Здесь уже подъём на грудь и толчок от груди равнозначны.

Поднимать гири, как на грудь, так и от груди, легче с полуподседом. Неглубокий полуподсед позволяет выполнять каждый приём более мягко и экономично. Глубина полуподседа зависит от технической подготовленности спортсмена, гибкости, растянутости мышц, а также степени утомления, на фоне которого выполняется движение. Опытные, хорошо подготовленные гиревики в последних подъёмах в толчке «до отказа», когда вытолкнуть гири от груди на нужную высоту очень трудно, применяют более глубокий полуподсед иногда с расстановкой ступней в стороны на 5–10 см. Расстановка ступней обеспечивает более надежную устойчивость и возможность выполнить полуподсед на такую глубину, которая бы позволила выпрямить руки вверху и удержать гири над головой.

Такая техника толчка считается неэкономичной, так как в работу включается значительно большее количество мышц, увеличивается их напряжение. Тем не менее в последних подъёмах он эффективен и часто приносит победу в борьбе с равными соперниками.

По современным правилам соревнований толчок выполняется в течение 10 мин. Если раньше ведущие гиревики страны «не спеша» могли поднимать две гири (64 кг) от груди 30–40 и более мин, то теперь они вынуждены значительно увеличивать темп выполнения упражнения и «выложиться» в течение отведенного времени.

Толчок, выполняемый в высоком темпе, предъявляет более высокие требования к физической и технической подготовленности атлета, проявлению волевых качеств.

Можно предположить, что дальнейший рост результатов в толчке будет происходить за счёт увеличения темпа выполнения упражнения и повышения уровня специальной физической подготовленности атлетов.

Подъём гирь на грудь – один из основных приёмов толчка по полному циклу. Любая ошибка в этом приёме при многократном повторении влечет за собой дополнительные физические и волевые усилия, ведёт к преждевременному утомлению и снижению спортивного результата. Поскольку подъём гирь на грудь в обычном (не кубковом) толчке выполняется лишь один раз, иногда гиревики не придают особого значения технике исполнения этого приёма. В результате неправильного подъёма на грудь атлеты легких весовых категорий часто излишне напрягаются, теряют равновесие при подведении локтей под гири, не сразу могут зафиксировать гири на груди и сосредоточиться для выполнения следующего приёма – толчка от груди.

Подъём гирь на грудь состоит из трёх основных, тесно взаимосвязанных, последовательно выполняемых частей: основного старта, подъёма до полуподседа и полуподседа с последующим выпрямлением ног. Принятию основного старта предшествует выполнение нескольких предварительных движений (элементов приёма). К ним относятся предварительный (статический) старт и замах гирь назад – за колени. Эти элементы в обоих вариантах толчка выполняются лишь один раз, поэтому к основным частям подъёма на грудь не относятся. Тем не менее от правильно принятого предварительного старта и выполнения замаха во многом зависит правильное принятие основного (динамического) старта и подъём на грудь в целом.






Рис. 1. Техника толчка (кадры 1-20)

В предварительном стартовом положении гири находятся впереди спортсмена на 10–15 см от линии пальцев ног. Дужки гирь обычно направлены углами вперёд. После отсчёта судьёй контрольного времени и подачи сигнала «Старт», спортсмен сгибает немного ноги, наклоняет туловище и захватывает дужки сверху (рис. 1, кадр 1). Затем выпрямляет спину, «натягивает» мышцы поясничного отдела и за счёт неполного разгибания ног и туловища делает замах гирь назад – за колени (кадр 2), таким образом принимает положение основного старта для подъёма гирь на грудь. В дальнейшем, при многократных подъёмах на грудь, это положение будет приниматься не из предварительного старта, а после опускания гирь с груди.

Основной старт – это наиболее удобная нефиксируемая стойка спортсмена с гирями в момент, когда при замахе гири заканчивают движение и находятся в висе сзади – за коленями в «мертвой точке» (кадр 2).

В основном старте углы в тазобедренных и коленных суставах могут быть различны, в зависимости от силы мышц ног, спины и других физических особенностей спортсмена. Например, атлеты с сильными мышцами ног и сравнительно слабыми мышцами спины стараются увеличить угол в тазобедренных суставах и уменьшить соответственно в коленных, т. е. принять более низкий старт, компенсируя тем самым недостаточную силу мышц спины «излишней» силой ног. И наоборот, атлеты с сильными мышцами спины стараются перенести основную нагрузку на спину, делая при этом более низкий наклон туловища и увеличивая угол в коленях.

В связи с неодинаковым положением тела атлета в основном старте можно выделить две основные стойки – высокую и низкую. В высокой стойке стартового положение гири находятся на уровне коленей и выше, в низкой – ближе к полу. И та и другая стойка атлета в стартовом положении не может быть постоянной. Она меняется по мере утомления тех или иных групп мышц, участвующих в подъёме гирь на грудь в толчке но полному циклу.

Независимо от стойки, спина в стартовом положении должна быть прямая или немного прогнута в поясничном отделе, мышцы спины напряжены, «натянуты», плечи оттянуты вниз, руки прямые, локти касаются туловища, голова приподнята. ОЦТ находится ближе к пяткам.

От технически правильно принятого старта во многом зависит техника исполнения подъёма до полуподседа.

Подъём гирь на грудь до полуподседа – главное движение (часть) приёма – подъёма на грудь в целом. Как только гири начнут возвратное движение из положения сзади – за коленями, не задерживаясь, атлет, как бы опережая движение гирь, подаёт таз и колени чуть вперёд (кадр 3) и начинает выполнять финальный разгон и подрыв. Эти два элемента выполняются слитно как единое целое на очень коротком отрезке подъёма, в основном за счёт усилия мышц ног и спины. Разгон начинается от начала движения гирь из положения «сзади – за коленями» в основном старте (кадр 2), и заканчивается почти полным выпрямлением ног и туловища. Подрыв начинается с окончательного выпрямления ног и туловища и заканчивается подъёмом плеч и вставанием на носки, ОЦТ при этом смещается к носкам (кадр 4). Руки до окончания подрыва остаются прямыми и выполняют лишь удерживающую функцию. Локти находятся ближе к туловищу. Руки включаются в работу после подрыва (кадр 5). Дужки гирь (в основном старте располагались параллельно линии расстановки ступеней) во время подъёма разворачиваются углами вперёд и в момент подведения локтей под гири направлены почти вертикально (кадр 5).

Полуподсед с последующим вставанием – заключительные составляющие элементы подъёма на грудь. После подрыва гири примерно 15–20 см продолжают движение вверх но инерции. Используя этот момент, нужно быстро подвести локти под гири и просунуть кисти внутрь дужек. Как только гири коснутся предплечий, опустить плечи, стать на полные ступни и согнуть ноги в коленях (кадр 6), смягчая тем самым резкий удар по груди и облегчая подъём на грудь в целом. Выпрямить ноги (кадр 7). Если гири неудобно легли на грудь, быстро поправить их, просунуть глубже кисти внутрь дужек и принять стартовое положение для толчка от груди (кадры 7, 8).

Подъём от груди (выталкивание) состоит из следующих составляющих: старт, подъём до полуподседа, полуподсед с одновременным выпрямлением рук вверху и последующим выпрямлением ног (вставанием). Главным движением (частью) является подъём гирь до полуподседа (выталкивание).

В стартовом положении с гирями на груди (кадры 7, 8) ноги должны быть выпрямлены, ступни – расставлены немного шире плеч, носки слегка развернуты. ОЦТ приходится на полные ступни. Грудь по возможности расслаблена. Плечи отпущены. Плечевые части рук прижаты к туловищу, локти вдавлены гирями в живот. Мышцы рук максимально расслаблены.

Кисти глубоко просунуты внутрь дужек. Пальцы согнуты, но не напряжены. Голова – в естественном положении. Для улучшения сцепления в местах прикосновения предплечья и локтя с туловищем следует увлажнять футболку.

Подъём (выталкивание) гирь до полуподседа. Существует два способа выталкивания: первый, наиболее простой – за счёт пружинящего сгибания и разгибания ног с выходом на носки (кадры 9, 10). Такой способ выталкивания более приемлем атлетам с сильными мышцами ног, но с недостаточной гибкостью позвоночника и подвижностью грудной клетки. В этом способе основная нагрузка приходится на мышцы ног. Некоторые спортсмены выталкивают гири не с полной ступни, а со смещением ОЦТ на носки, что не является обязательным условием, но и не считается ошибкой.

Во втором способе сила мышц ног, подвижность грудной клетки и гибкость позвоночника используются примерно в равной степени. Гири как бы отпрыгивают от предварительно сдавленных грудной клетки и живота. Ноги работают более экономично. В момент выталкивания тем или другим способом мышцы рук максимально расслаблены, они лишь способствуют удерживанию гирь на груди. Включение в работу рук снижает эффективность выталкивания и приводит к преждевременному их утомлению. Заканчивается выталкивание выходом на носки, подъёмом груди и плеч. Таким образом, гирям сообщена необходимая скорость движения вверх.

Полуподсед с выпрямлением рук вверху и выпрямление ног – последние элементы приёма – толчка от груди. После выталкивания, используя момент движения гирь по инерции, атлет мгновенно уходит в полуподсед, одновременно выпрямляя руки вверху (кадр 11). Глубина подседа зависит от растянутости мыши, гибкости, подвижности суставов, технической подготовленности атлета, а также степени утомления, на фоне которого выполняется движение. Обычно гиревики применяют неглубокий подсед как наиболее экономичный при максимальном количестве подъёмов (кадр 11). При высокой степени утомленности, когда вытолкнуть гири на нужную высоту нет сил, атлеты применяют более глубокий полуподсед, иногда с расстановкой ступней в стороны на 10-5 см (разножка). Этот способ не экономичен, так как в работу включается большее количество мышц, увеличивается их напряжение. Тем не менее атлет вынужден применить этот способ, в противном случае он не сможет выпрямить руки вверху (было недостаточное выталкивание) и зафиксировать гири над головой. «Разножка» способствует выполнению более глубокого подседа, который в свою очередь обеспечивает возможность полного выпрямления рук вверху. При выполнении полуподседа слитно выполняются три составляющих элемента приёма: опускание на полные ступни (в конце выталкивания был подъём на носки), сгибание ног в коленях (полуподсед) и выпрямление рук вверху. Сгибание ног и выпрямление рук выполняются быстро и заканчиваются одновременно.

Удержав гири в полуподседе, не задерживаясь, нужно выпрямить ноги и зафиксировать гири на прямых руках над головой в неподвижном состоянии до отсчёта судьи (кадры 12, 13).

Опускание гирь на грудь. В связи с большим количеством повторений как в одном, так и в другом варианте толчка правильное, с минимальной затратой сил, опускание гирь на грудь имеет большое значение для достижения высокого результата.

Наиболее важным при опускании является способ амортизации, т. е. смягчения удара гирями по груди. Существует три таких способа:

Первый способ – за счёт сгибания ног в коленях (кадр 15). Такой способ амортизации не рационален, так как в работу включаются самые крупные мышцы-разгибатели ног. Они же участвуют и при выталкивании гирь вверх. В результате такой удвоенной нагрузки мышцы ног быстро устают. По технике исполнения, этот способ наиболее простой: после сигнала (отсчёта) судьи нужно мгновенно расслабить мышцы рук и приподняться на носки (гири свободно падают на грудь (кадр 14). Затем под давлением веса гирь опуститься на полные ступни и согнуть ноги в коленях (самортизировать), смягчая тем самым резкий удар по груди (кадр 15).

Второй способ «торможения» выполняется в основном за счёт амортизационных возможностей позвоночника, трудной клетки, предварительно приподнятого плечевого пояса и опускания на полные ступни. Это наиболее экономичный способ амортизации, которым с успехом пользуются атлеты с хорошей подвижностью грудной клетки, плечевого пояса и гибкостью позвоночника. Выполняется он следующим образом: одновременно с началом опускания гирь атлет мгновенно поднимается на носки, приподнимает плечи и грудь (как бы вытягивается навстречу падающим гирям) (кадр 14). Как только гири коснутся плеч, уже под давлением веса гирь, атлет опускает плечи, грудь, становится на полные ступни и подает таз чуть вперёд (кадр 16). Ноги в коленях почти не сгибаются. Мышцы рук при опускании гирь и удерживании их на груди максимально расслаблены.

Этот способ амортизации наиболее эффективен в толчке «до отказа». Большинство ведущих атлетов с успехом применяют его на соревнованиях.

В третьем способе амортизации при опускании гирь на грудь основная нагрузка приходится на мышцы-разгибатели рук. В этом случае атлет слабо использует ноги, грудь, плечевой пояс, а опускает гири напряжением мышц рук. В результате руки быстро отказывают. Этот способ опускания чаще применяют начинающие атлеты, боясь сильно ударить гирями по груди. В дальнейшем этот способ может стать привычным и казаться наиболее приемлемым. Тренер должен вовремя подобрать для каждого занимающегося наиболее рациональный способ опускания гирь на грудь. Основной частью в этом приёме является способ амортизации.

Опускание гирь с груди. Техника исполнения этого приёма в толчке по полному циклу также имеет очень большое значение. При многократном повторении любая ошибка ведёт к нарушению согласованности движений, излишнему напряжению мышц и преждевременному утомлению.

Опускание гирь с груди включает в себя сбрасывание их с груди с перехватом дужек и опускание в положение основного старта. При сбрасывании нужно оттолкнуть гири чуть вперёд (кадр 17), быстро привстать на носки, приподнять плечи и захватить дужки сверху (кадр 18) (до сбрасывания кисти были просунуты внутрь дужек). Все эти элементы выполняются почти одновременно. Дужки перехватываются на уровне нижней части груди (кадр 18).

Как только падающие гири оттянут руки вниз, встать на полные ступни, опустить плечи (начало «торможения») (кадр 19) и сразу же, сгибая ног и, наклоните туловище (кадр 20). Гири в конце опускания должны находиться сзади – за коленями в положении основного старта для очередного подъёма на грудь в толчке по полному циклу. Ведущая часть приёма – опускание.

Дыхание при выполнении толчка. В классическом толчке первый приём – подъём на грудь выполняется лишь один раз, поэтому большинство спортсменов при выполнении этого движения не обращают особого внимания на правильность дыхания, так как оно в данном варианте толчка почти не отражается на результате в целом. Одни спортсмены перед подъёмом на грудь делают вдох и выполняют приём на задержке дыхания. Другие, при замахе гирь назад – за колени, делают выдох. Выпрямляя туловище и приподнимая грудь и плечи при подъёме до полуподседа – вдох. Как только гири коснутся груди при выполнении полуподседа – выдох (гири выдавливают воздух из груди).

Дыхание в толчке от груди. На практике применяются несколько вариантов дыхания, которые используются в зависимости от условий выполнения этого приёма (темпа, степени усталости и т п.).

1. На вдохе: одновременно с началом сгибания ног перед выталкиванием – выдох (кадр 9). Выталкивание гирь – на задержке дыхания (кадр 10). Полуподсед и выпрямление рук вверху – выдох (кадры 11, 12). Одновременно с началом опускания гирь на грудь, сгибая руки и приподнимаясь на носки, – вдох (кадр 14). Как только гири коснутся груди – выдох (гири выдавливают воздух из груди) (кадр 15).

2. На выдохе: сгибая ноги перед выталкиванием и сдавливая грудь и живот гирями – выдох (кадр 9). Выпрямляя ноги и приподнимая грудь при выталкивании, – быстрый вдох (кадр 10). Выполняя полуподсед и выпрямляя руки вверху, – выдох (кадр 11). Одновременно с началом сгибания рук при опускании на грудь до касания гирь груди – вдох (кадр 14). Одновременно с касанием гирь груди – выдох (кадр 15). При задержках гирь на груди или вверху на прямых руках выполняется дополнительно один или несколько (в зависимости от длительности задержки) коротких вдохов и выдохов.

Дыхание при подъёме гирь на грудь и опускании в толчке по полному циклу. При подъёме на грудь из основного старта, выпрямляясь и приподнимая плечи, – вдох (кадры 3, 4, 5). Одновременно с касанием гирь груди – выдох (гири выдавливают воздух) (кадры 6, 7). При опускании гирь с груди одновременно с отталкиванием их чуть вперёд – вдох. Заканчивается вдох быстро в момент захвата дужек сверху (кадры 17, 18) (в положении гирь на груди кисти были просунуты внутрь дужек). Наклоняясь и опуская гири, – выдох (кадры 19, 20). Заканчивается выдох одновременно с окончанием движения гирь назад – за колени в основной старт подъёма гирь на грудь.

Свободное без задержек дыхание в сочетании с движениями возможно только при условии соблюдения правильной техники выполнения всех элементов каждого приёма и толчка в целом. Даже кратковременные задержки дыхания при выполнении толчка до «отказа» в течение 10 мин отрицательно сказываются на результате в этом упражнении.

 

Рывок одной рукой

 

Рывок – заключительное упражнение классического двоеборья в гиревом спорте. По правилам соревнований, в рывке гиря из положения «в висе» поднимается вверх на прямую руку одним непрерывным движением. Опускается в и.п. также одним движением, не касаясь груди и других частей тела. Выполняется рывок одной рукой, затем другой без отдыха в течение 10 мин. За каждый правильно выполненный подъём засчитывается 0,5 очка. Победитель в рывке определяется по сумме набранных очков одной и другой рукой. Количество подъёмов той и другой рукой должно быть одинаковым. Если, например, атлет вырвал гирю левой рукой 100 раз, а правой – 90, то насчитывается 90 + 90 подъёмов.

По технике исполнения рывок – наиболее сложное упражнение классического двоеборья. Сила и собственный вес атлета при выполнении рывка имеют большое значение, но не решающее. Если посмотреть протоколы различных чемпионатов, то можно убедиться в том, что результаты спортсменов лёгких весовых категорий незначительно уступают, а иногда и превосходят результаты тяжеловесов.

Достаточная сила, техника исполнения, в сочетании с правильным дыханием и умением максимально расслабить мышцы во время выполнения рывка – вот главные слагаемые высоких достижений в рывке. Любое их этих физических качеств можно ставить на первое место. Они равнозначны. Малейшее отклонение в технике разрушает общую координацию движений, что, в свою очередь, сбивает ритм дыхания, мышцы излишне напрягаются, быстро наступает утомление.

Невозможно рассматривать технику рывка отдельно, вне согласованности движений с дыханием и расслаблением «лишних» мышц: одно дополняет другое и как бы помогает ему. Эта согласованность подобна согласованности музыки и танца. Поэтому, прежде чем приступить к тренировке в рывке, необходимо хорошо освоить специально-вспомогательные упражнения и отдельные элементы рывка, научиться правильно и непринужденно дышать при выполнении каждого элемента и только после этого переходить к освоению техники рывка в целом, сохраняя непринужденность и согласованность движений и дыхания. На первых тренировках по освоению техники рывка не следует делать большое количество повторений в одном подходе. Вес гири должен соответствовать физической подготовленности атлета. Лучше вначале освоить технику на лёгких гирях и довести выполнение движений и дыхания до автоматизма.

 

Техника рывка

 

Основными составляющими рывка являются:

1. Основной старт (динамический).

2. Подъём до полуподседа (тяга и подрыв).

3. Полуподсед с последующим выпрямлением ног.

4. Опускание гири в исходное положение.

Основному старту предшествует предварительный старт (статический) и замах (раскачка) гири назад – за колени. Этот старт и движение (замах) выполняются лишь в начале первого подъёма, поэтому к основным элементам (частям) рывка не относятся. Тем не менее, от технически правильного принятия предварительного старта и выполнения замаха гири назад – за колени зависит правильное и.п. (основной старт) для выполнения первого подъёма гири в рывке.

В предварительном стартовом положении (рис. 2, кадр 1) ноги расставлены на ширине плеч или чуть шире так, чтобы гиря свободно проходила между голеней. Для лучшей устойчивости носки разведены немного в стороны. Гиря находится впереди атлета, на 15–20 см от линии пальцев ног. Дужка гири расположена параллельно этой линии. Наклониться, согнуть ноги и, захватив дужку хватом сверху, выпрямить (а не сгорбить) спину и напрячь (натянуть) мышцы поясничного отдела. Свободная рука в этот момент отведена немного в сторону и не касается туловища или других частей тела. Голова – в естественном положении. ЦТ приходится на носки.

Таким образом принят предварительный старт для выполнения рывка.

Затем по сигналу судьи – «Старт» – атлет мягко отрывает гирю от помоста и за счёт неполного выпрямления ног и разгибания туловища делает замах (раскачку) гири назад – за колени. В конце замаха колени подаются чуть назад, а ЦТ смещается ближе к пяткам. Положение атлета в момент остановки гири в «мертвой точке» сзади – за коленями – после замаха является основным стартом (кадр 2), который в дальнейшем будет многократно повторяться, но не после замаха гири с помоста, а после сбрасывания её после фиксации вверху на прямой руке.

Стойка атлета в основном старте в зависимости от веса гири, силовых возможностей атлета, а также степени утомления, на фоне которого выполняется упражнение, может быть высокой и низкой.

В высокой стойке наклон туловища и сгибание ног в коленях незначительны. Гиря находится на уровне коленей (кадр 2). В низкой стойке углы в коленных и тазобедренных суставах значительно меньше, а гиря находится ближе к полу. Стойки в основном старте имеют свои преимущества и недостатки. Наиболее рациональной и эффективной является высокая стойка. Положение частей тела атлета и подъём гири в этой стойке самые выгодные. Мышцы ног и спины работают с минимальным напряжением, а гиря поднимается и опускается по кратчайшему пути, в результате чего увеличивается темп выполнения упражнения. В то же время из-за резкого подрыва при подъёме гири и «торможения» при опускании, значительно быстрее «сдают» мышцы – сгибатели пальцев. Пальцы при резких движениях разгибаются, а гиря вырывается из руки. Кроме того, быстрее натираются мозоли, а иногда срывается кожа с ладони, что приводит к преждевременному прекращению выполнения упражнения.

По мере наступления утомления спортсмен вынужден переходить в более низкую стойку (старт).

Из низкого старта отрезок подъёма и опускания гири увеличивается, что позволяет выполнять упражнения более плавно и мягко. Нагрузка на пальцы уменьшается. Ритм дыхания восстанавливается. В то же время снижается темп выполнения упражнения, а это – одно из главных условий достижения высоких результатов в рывке.

В основном старте (кадр 2) спина должна быть прямая или слегка прогнута, но не согнута (сгорблена). Мышцы поясничного отдела напряжены («натянуты»). Таз и колени (в высокой стойке) поданы чуть назад. ОЦТ расположен ближе к пяткам. Удерживающая гирю рука прямая и оттянута гирей назад – за колени, локоть касается туловища, кисть направлена ладонью назад. Плечо удерживающей гирю руки подано вперёд – вниз. Свободная рука отведена назад. Голова приподнята. Стартовое положение спортсмена в низкой стойке отличается большим сгибанием ног в коленях и наклоном туловища. Гиря находится ближе к полу.

При освоении техники выполнения классических упражнений правильное стартовое положение имеет очень большое значение. Любая, даже, казалось бы, незначительная ошибка на старте при выполнении приёма влечет за собой много сопутствующих ошибок, что не позволит показать высокий результат и освоить технику того или другого упражнения.

Подъём до полуподседа. Как только гиря из стартового положения (сзади за коленями) начинает возвратное движение вперёд, нужно быстро, как бы опережая движение гири, подать таз и колени чуть вперёд (на старте были отведены назад) и, за счёт неполного разгибания туловища и выпрямления ног, придать начальное ускорение движению гири вперёд – вверх (разгон). ЦТ переносится ближе к носкам. Локоть в этот момент касается туловища (кадр 3), создастся наиболее удобное положение тела атлета для выполнения заключительного усилия при подъёме до полуподседа – подрыва.

Не замедляя движения гири, в последний момент окончательно разгибается туловище, выпрямляются ноги (могут отрываться пятки от помоста), поднимается и немного отводится назад плечо. Все эти элементы выполняются быстро и хлестко. Одновременно с окончанием подрыва начинает сгибаться рука (кадры 4, 5).

Дужка гири от начала подъёма постепенно развертывается углом вперёд (была расположена параллельно линии пальцев ног). После подрыва, когда гиря находится примерно на уровне груди, направлена углом вперёд – вверх. Все движения в подъёме до полуподседа выполняются слитно, легко и непринужденно.

Полуподсед и фиксация гири вверху на прямой руке. После подрыва, используя движение гири вверх по инерции, примерно на уровне головы или чуть выше нужно быстро просунуть кисть внутрь дужки (упереться основанием большого пальца во внутренний её угол) и, выпрямляя руку вверху, сделать неглубокий смягчающий полуподсед. Сгибание ног и выпрямление руки вверху заканчиваются одновременно. Тело гири немного поворачивается вокруг предплечья (кадры 5, 6). При фиксации гири вверху на прямой руке ноги должны быть выпрямлены, свободная рука опущена или отведена немного в сторону. Гиря находится за предплечьем (кадр 7).

Опускание гири в и.п. После сигнала (отсчёта) судьи гиря снова опускается в стартовое положение для выполнения очередного подъёма. При опускании нужно, поворачивая гирю вокруг предплечья (а не перебрасывая через кисть), быстро отбросить её чуть вперёд и сразу же захватить дужку сверху (до начала сбрасывания гири кисть была просунута внутрь дужки), одновременно приподнять плечо и привстать на носки (кадр 8). В момент захвата дужка направлена углом вперёд – вверх и находится на уровне головы или чуть ниже (кадр 9). Как только падающая гиря оттянет руку вниз (кадр 10), опустить плечо, стать на полные ступни, согнуть ноги и наклонить туловище (кадр 11). В последний момент движения гири назад – за колени, как бы сопровождая её, подать таз и колени чуть назад. Это движение способствует более мягкому окончательному затормаживанию движения гири и принятию удобной высокой стойки для выполнения очередного подъёма. Свободная рука отбрасывается назад. Мышцы спины натягиваются, ЦТ переносится ближе к пяткам (кадр 11).




Существует второй способ выполнения рывка – через сторону (рис. 2 а). Отличается он тем, что в стартовом положе… Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz