…и подвижность грудной клетки. Главной частью (фазой) здесь является пружинящее сгибание и разгибание ног (выталкивание). Возможности грудной клетки и мышц живота используются незначительно.

Во втором способе выталкивание выполняется в основном за счёт гибкости позвоночника, подвижности грудной клетки и амортизационных возможностей живота. Они срабатывают по принципу предварительно сжатой пружины. Атлет вначале резко сдавливает гирями предварительно расслабленную грудную клетку и вдавливает локти в живот, одновременно немного сгибая ноги в коленях. Далее гири как бы отпрыгивают от груди и живота. Усилие мышц ног здесь не является решающим. Ведущая (главная) часть – пружинящее движение грудью и животом.

Этот способ выталкивания более приемлем атлетам с хорошей гибкостью позвоночника и подвижностью грудной клетки. Наиболее подготовленные атлеты в одинаковой степени могут использовать как силу мышц ног, так и возможности грудной клетки и мышц живота. В любом способе выталкивания подключение рук – грубая ошибка, так как при многократном повторении толчка мышцы рук быстро устают. Руки участвуют только при удержании гирь вверху.

На первых порах разучивается наиболее простой способ выталкивания – ногами. Атлет принимает стартовое положение с гирями на груди и выполняет пружинящие полуприседы в немного замедленном темпе, не отрывая при этом гири от груди. Основное внимание здесь следует уделить движению (работе) ног. В конце выполнения предварительного полуприседа ОЦТ должен располагаться на полные ступни. После выпрямления ног – обязательный выход на носки. Заканчивается выталкивание подъёмом плеч и груди. Затем, не задерживаясь, опустить плечи, встать на полные ступни и немного согнуть ноги, смягчая тем самым движение гирь вниз. Упражнение повторяется несколько раз в одном подходе.

Затем это движение усложняется. Выталкивания выполняются до уровня головы и выше. Всё внимание занимающихся должно быть сосредоточено на правильности выталкивания.

При обучении второму способу выталкивания внимание уделяется движениям груди и живота. Атлетам также предлагается принять стартовое положение с гирями на груди и в замедленном темпе выполнять пружинящие движения грудью и животом, используя вес гирь. Гири вдавливаются в живот и отпрыгивают. Ноги почти не сгибаются. Постепенно увеличивая амплитуду движений, добиваться того, чтобы гири только за счёт «отпрыгивания» от груди и живота поднимались до уровня головы. Мышцы рук расслаблены и в выталкивании не участвуют. Затем к движениям груди и живота немного подключаются ноги, увеличивается быстрота движений, после чего гири поднимаются выше головы. Как и при выталкивании только ногами, необходимо подниматься на носки и приподнимать плечи и грудь в конце выталкивания. Голова – в приподнятом положении.

Полуприсед с выпрямлением рук вверху с последующим вставанием (выпрямлением) ног – завершающие движения (элементы) толчка от груди. Полуприсед обеспечивает более короткий отрезок подъёма и экономичность толчка в целом.

Наиболее трудным для многих занимающихся в начале обучения является удерживание гири вверху на прямых руках: гири расходятся в стороны, тянут вперёд или уходят назад. Атлеты теряют равновесие и бросают гири на помост. Поэтому, прежде чем осваивать полуприсед с выпрямлением рук вверху, они должны научиться уверенно удерживать гири вверху как в прямой стойке, так и в полуприседе.

Для этого применяются следующие вспомогательные упражнения:

1. Удерживая две облегчённые гири вверху на прямых руках (поднимать произвольно), сводить до касания и разводить гири немного в стороны, смещать вперёд, назад.

2. Из этого же положения выполнять полуприседы различной глубины. Для лучшего запоминания нужно задерживаться в полуприседе 4–5 с, передвигаться вперёд, делать повороты. Эти вспомогательные упражнения помогут обрести чувство равновесия и уверенности как в полуприседе, так и при удерживании гирь вверху на прямых руках.

Освоив это упражнение, приступают к разучиванию полуприседа уже после выталкивания гирь вверх. Здесь также применяются вспомогательные упражнения:

Упражнение 1. В прямой стойке упереться в неподвижный предмет (низкая перекладина, тяжёлая штанга на стойках и др.) на уровне головы или чуть выше. Сгибая ноги, одновременно выпрямлять руки, затем – наоборот. Вначале это упражнение выполняется замедленно. По мере освоения быстрота возрастает. Основное внимание здесь уделяется тому, чтобы сгибание ног и выпрямление рук заканчивалось одновременно. Важное значение имеет и ширина расстановки ступней. Атлеты с ограниченной подвижностью плечевых суставов применяют более широкую расстановку ступней. Это позволяет им компенсировать имеющиеся физические недостатки.

Упражнение 2. Толчок одной гири в полуподсед с последующим вставанием. В этом случае обращается внимание на то, чтобы атлет не задерживался, а сразу же после выхода на носки при выталкивании уходил в полуподсед. Рука включается в работу только при удерживании гири вверху. Упражнение выполняется поочерёдно одной, затем другой рукой по несколько повторений в одном подходе.

Толчок одной гири по структуре движений полностью совпадает с толчком двух гирь. Поэтому при обучении толчку двух гирь требования к выполнению упражнения не меняются. Брать гири на грудь вначале лучше с подставок. Это позволит атлетам лучше сосредоточить внимание на выполняемом упражнении.

Освоив толчок двух гирь с подставок, можно начинать закрепление упражнения в целом из предварительного старта. Тренер должен вовремя замечать ошибки во всех элементах толчка, начиная от предварительного старта и заканчивая опусканием на грудь после фиксации вверху на прямых руках. Замеченные ошибки с учётом причины их появления лучше исправлять, используя различные специальные и вспомогательные упражнения.

По мере освоения упражнения атлеты приучаются к правильному дыханию. При выполнении любого классического упражнения значение дыхания очень велико. В зависимости от темпа (быстроты) выполнения упражнения, а также степени утомления атлета, на фоне которого он выполняет это упражнение, количество циклов дыхания (вдохов и выдохов) на один подъём различно. При высоком темпе частота дыхания от 2-х до 3-х циклов на один подъём. При менее высоком темпе, на фоне утомления, когда атлет задерживает гири на груди или вверху на прямых руках (правилами не запрещается), количество циклов дыхания на один подъём увеличивается в зависимости от времени задержки. Задержки при подъёме гирь позволяют атлету отдохнуть, а за счёт дополнительных циклов дыхания восполнить недостаток кислорода.

Правильное и непринужденное дыхание при максимальном количестве подъёмов возможно лишь в том случае, если техника выполнения упражнения доведена до совершенства, «лишние» мышцы, не участвующие в подъеме, максимально расслаблены, а движения точно сочетаются с дыханием, подобно музыке и танцу, как бы дополняя одно другое.

Обучение правильному дыханию можно начинать одновременно с разучиванием отдельных элементов классических упражнений. Но иногда при этом немного усложняется освоение самих элементов, так как атлет одновременно сосредотачивает внимание на двух важных моментах: правильном выполнении движений и дыхании. Можно начать обучение дыханию после освоения каждого отдельного приёма. Например, после освоения подъёма гирь на грудь сразу же приступить к освоению дыхания. Затем – после освоения толчка от груди и толчка полностью.

Дыхание при подъёме гирь на грудь. Во время захвата гирь назад - за колени – выдох (в толчке по полному циклу замахи выполняются при опускании гирь с груди). Заканчивается выдох одновременно с окончанием движения гирь за колени.

Выпрямляясь во время подъёма на грудь, – вдох. Заканчивается вдох резко (в ритме выполняемого движения), одновременно с окончанием подрыва. Одновременно с касанием гирь груди – выдох (гири выдавливают воздух из груди). При задержке гирь на груди дыхание естественное. Перед выталкиванием немного приподнять грудь – полувдох (вес гирь, удерживаемых на груди, не позволяет свободно дышать). Не задерживаясь, выполнить предварительный полуприсед и, сдавливая гирями грудь, – выдох (гири выдавливают воздух от груди). Выталкивая гири и поднимая грудь, – быстрый вдох. Заканчивается вдох одновременно с выходом на носки. Уход в полуподсед – выдох. Вставание из полуподседа – на короткой задержке. В случае задержки гирь вверху на прямых руках – дыхание естественное.

Могут быть и другие варианты, например вдох может выполняться не во время выталкивания, а перед его началом.

При освоении дыхания особое внимание уделяется непринужденности и сочетанию движений с дыханием.

 

Обучение опусканию гирь на грудь

 

Техника исполнения этого приёма, как и многих других, имеет очень большое значение в достижении высоких результатов в гиревом спорте. Как в классическом толчке, так и в толчке по полному циклу опускание на грудь повторяется максимальное количество раз. Любая ошибка при этом ведёт также к преждевременному утомлению различных групп мышц.

Обучение этому движению лучше проводить целостным методом, так как расчленить его достаточно трудно. В этом движении можно выделить следующие, взаимосвязанные, выполняемые слитно движения (элементы):

1. Подъём плеч и вставание на носки.

2. Опускание плеч и опускание на полные ступни.

3. Амортизирующий полуприсед с последующим выпрямлением ног.

Подъём плеч и вставание на носки выполняются быстро и одновременно с началом опускания гирь на грудь. Атлет как бы вытягивается навстречу падающим гирям и тут же одновременно с касанием гирь груди опускает плечи, становится на полные ступни и сгибает немного ноги в коленях.

Сгибание ног с последующим выпрямлением – завершающее движение опускания гирь. Применяется оно только в начале обучения технике с целью предупреждения травм на груди при резком ударе гирями. На практике большинство ведущих гиревиков ноги при опускании гирь почти не сгибают. Амортизирующую функцию выполняют плечи, грудь, позвоночник и ступни. Такой способ амортизации позволяет атлету более рационально выполнить этот элемент.

Наиболее распространенной и достаточно грубой ошибкой считается «торможение» падения гирь усилием мышц рук. Тем не менее в начале обучения допускается незначительное напряжение рук, так как начинающий атлет ещё боится бросить гири на грудь и пока не может правильно самортизировать ногами в конце опускания. По мере освоения движения мышцы рук и ног постепенно отключаются. При совершенствовании движения нужно стремиться к тому, чтобы эти мышцы были максимально расслаблены.

Особое внимание следует уделять способу амортизации (торможения) падения гирь и правильности его выполнения как главной части данного движения.

Дыхание. Одновременно с подъёмом плеч и подъёмом на носки в начале опускания – вдох. Одновременно с касанием гирь груди – выдох (гири выдавливают воздух из груди).

 

Обучение опусканию гирь с груди

 

Технике правильного опускания гирь с груди особое внимание уделяют атлеты, специализирующиеся в толчке по полному циклу, где это движение повторяется после каждого подъёма в течение 10 мин. Любая ошибка также ведёт к излишним напряжениям мышц и преждевременному утомлению.

Опускание гирь с груди включает в себя несколько слитно выполняемых движений: сбрасывание гирь с груди с перехватом дужек (до сбрасывания кисти были просунуты внутрь дужек), наклон туловища и сгибание ног. Кроме этих движений, в начале обучения в момент перехвата дужек после сбрасывания с груди необходимо научить приподниматься на носки и поднимать плечи.

Эти дополнительные движения способствуют более мягкому опусканию гирь за счёт последующего опускания плеч и опускания на полные ступни.

В дальнейшем, по мере совершенствования техники, в зависимости от собственного веса атлета и его физических качеств, подъём плеч и вставание на носки могут не применяться или применяться в незначительной степени. Применение или неприменение этих движений ошибкой не считается. Главное, чтобы опускание гирь выполнялось как можно экономичнее, без лишних движений и напряжений мышц.

Обучение опусканию гирь лучше проводить целостным методом, так как расчленить это движение практически очень трудно. С многими элементами опускания с груди атлеты уже ознакомились при разучивании подъёма на грудь: приходилось опускать после подъёма до уровня бёдер, пояса и груди. К уже имеющемуся навыку нужно добавить лишь сбрасывание гирь с груди с перехватом дужек.

При обучении сбрасыванию гирь с груди желательно предварительно брать их с подставок, чтобы лучше сосредоточить внимание на изучаемом элементе. Особое внимание уделяется быстроте сбрасывания и перехвату дужек. Перехват должен быть выполнен на уровне середины груди. Малейшее промедление в начале опускания и при перехвате дужек позволяет гирям набрать скорость падения и опуститься в более низкое положение, что значительно затруднит их затормаживание и опускание назад - за колени (в основной старт) для очередного подъёма.

При сбрасывании атлет, поворачивая дужки углом вперёд, отталкивает гири от груди и быстро захватывает дужки хватом сверху, одновременно с захватом дужек приподнимается на носки, поднимает плечи. Захват дужек выполняется в прямой стойке. Как только падающие гири оттянут руки вниз, нужно опустить плечи, встать на полные ступни (начало торможения падения гирь), затем наклонить туловище и согнуть ноги (окончание опускания гирь).

Наклон туловища и сгибание ног выполняется одновременно. Заканчивается опускание гирь отведением таза и коленей чуть назад. Гири в этот момент находятся сзади - за коленями, т. е. в основном старте. При опускании гирь в низкий старт таз и колени назад не отводятся.

Дыхание. Одновременно с отбрасыванием гирь от груди и перехватом дужек – быстрый вдох. Наклоняясь и сгибая ноги, – выдох. Заканчивается выдох одновременно с окончанием движения гирь назад – за колени.

При разучивании опускания гирь с груди начинающие атлеты могут допускать следующие ошибки.

1. Слишком глубокий захват дужек.

2. Слишком поздний перехват дужек.

3. Преждевременный наклон туловища.

4. Опускание выполняется не по дуге, а вертикально вдоль голеней.

5. Согнута спина при опускании.

6. Согнуты руки.

7. Перебрасывание гирь через кисти.

По мере закрепления и совершенствования техники исправляются ошибки и причины их появления с помощью специальных и вспомогательных упражнений.

 

Обучение рывку

 

Подъём до полуподседа. В сравнении с толчком рывок в техническом отношении – более сложное упражнение. Однако, поскольку большинство его компонентов имеет структурную общность с компонентами ранее изученных приёмов (подъёма гирь на грудь, опускание с груди), овладение техникой рывка не составит большой сложности. Классическое упражнение рывок состоит из двух основных приёмов: подъём гири вверх – на полную прямую руку – и опускание в исходное положение (основной старт).

В первом приёме главным движением является подъём до полуподседа. К составляющим элементам относятся: предварительный старт, предварительный замах, полуприсед с одновременным выпрямлением руки вверху и выпрямление ног (вставание) с последующей фиксацией гири вверху на прямой руке. При обучении главному движению – подъему вверх на прямую руку – следует постоянно обращать внимание на то, чтобы подъём выполнялся общим усилием ног, спины и плеча. Этот элемент выполняется быстро, хлестко и непринуждённо.

При освоении главной части (фазы) рывка применяются уже известные вспомогательные упражнения: подъём гири с виса до уровня пояса и груди (махи рывковые), подъём одной гири на грудь, опускание гири с груди.

Почти все эти движения, иногда в немного измененном виде, применяются и при выполнении рывка.

Так, в предварительном старте для рывка отличительным моментом можно считать опущенное плечо удерживающей гирю руки. Все остальные части тела атлета остаются в том же положении, что и при выполнении подъёма двух гирь на грудь. Такое положение плеча сохраняется и при выполнении замаха гири назад – за колени (в основной старт).

Приняв основной старт, не задерживаясь ни на мгновение, одновременно с началом движения гири в обратном направлении (вперёд), как бы опережая её (гирю), нужно быстро подать таз и колени чуть вперёд (в конце замаха таз и колени были отведены чуть назад). В этот момент создалось самое удобное и выгодное положение всех частей тела атлета для приложения финального усилия при подъёме гири на нужную высоту. Используя это положение атлет без лишних напряжений, хлестко выпрямляет ноги и туловище, поднимает плечо удерживающей гирю руки (см. раздел «Техника рывка»).

В данном моменте подъёма особое внимание нужно обратить на положение следующих частей тела: рука должна быть прямая, локоть находится ближе к туловищу, ноги и туловище полностью выпрямлены, плечо приподнято и немного отведено назад, свободная рука – в естественном положении и не касается других частей тела. Дужка гири развертывается углом вперёд (в положении основного старта, линия дужки располагалась параллельно линии расстановки ступней).

Подъём на носки в подрыве применяется, в основном в начале обучения рывку. Это дополнительное движение в данном случае способствует полному и энергичному выпрямлению ног и туловища в подрыве. При максимальном количестве повторений в рывке вставание на носки считается неэкономичным, так как и работу включается большое количество мышц ног, поэтому применяется в редких случаях.

Как при подъеме, так и при опускании гири, вставание на носки не считается обязательным элементом и не считается ошибкой.

После подрыва гиря по инерции продолжает движение вверх. В это время расслабленная рука немного сгибается в локте и как бы сопровождает движение гири вверх. Дужка гири продолжает разворачиваться. В момент, когда гиря поднята выше головы, линия дужки (это очень важно) направлена почти вертикально (углом вверх). Верхний угол немного смещается в сторону (кнаружи). Это наиболее удобное положение дужки для просова кисти внутрь, т. е. для упора основанием ладони во внутреннюю её поверхность. В этот момент кисть просовывается внутрь дужки, выпрямляется рука и немного сгибаются ноги (полуприсед). Выпрямление руки и сгибание ног в коленях заканчивается одновременно. Выпрямляются ноги. Гиря немного поворачивается вокруг предплечья и фиксируется вверху на прямой руке.

Возможные ошибки при выполнении рывка в начале освоения:

1. Согнута (сгорблена) спина в стартовом положении и во время подъёма (самая грубая ошибка).

2. Преждевременное сгибание руки.

3. Слишком глубокий захват дужки.

4. Неполное выпрямление ног и туловища в подрыве.

5. Преждевременный или запоздалый подрыв.

6. Подрыв выполняется только спиной или только рукой.

7. Неправильное выведение дужки гири перед просовом кисти.

В процессе закрепления и совершенствования техники следует обратить внимание исправлению ошибок и исправлять их вместе с причинами их появления. В дальнейшем уже закрепленный неправильный навык при выполнении того или иного упражнения исправить будет значительно сложнее.

Дыхание. Во время выпрямления ног и туловища при подъёме – вдох. Вдох заканчивается одновременно с окончанием подрыва (выпрямление туловища способствует полному вдоху). Выполняя полуприсед и выпрямляя руку вверху – выдох. При задержке гири вверху – дыхание естественное.

При обучении дыханию особое внимание уделяется сочетанию движений с дыханием и естественности дыхания. Это возможно только в том случае, если достаточно хорошо освоена техника рывка, максимально расслаблены «лишние» мышцы и если атлет овладел умением сочетать движения с дыханием.

При выполнении рывка с большим количеством повторений (подъёмов ) не следует преждевременно начинать выполнять глубокие вдохи, а также дополнительные циклы дыхания во время коротких задержек. Это приводит к неприятным ощущениям в голове из-за перенасыщения крови кислородом.

Глубина и количество циклов дыхания должны соответствовать физической нагрузке и потребности организма в кислороде в тот или иной момент выполнения упражнения «до отказа».

 

Обучение опусканию гири в рывке

 

Это второй приём классического рывка. Опускание включает в себя следующие элементы: сбрасывание гири с поднятой вверх руки с перехватом дужки, подъём плеча, наклон туловища, сгибание ног и в конце опускания отведение таза и коленей чуть назад.

Обучение опусканию гири можно проводить как целостным, так и расчленённым или комбинированным методом. Учитывая то, что опускание гири в рывке, как и подъём, повторяется максимальное количество раз, технике этого приёма уделяется большое внимание, так как любая малейшая ошибка, повторяясь многократно, ведёт к преждевременному утомлению тех или иных мышц.

Если обучение технике классических упражнений начиналось с толчка, то занимающиеся уже имеют представление об этом приёме, осваивая опускание гирь с груди в толчке по полному циклу. Единственным отличием опускания гири в рывке является то, что упражнение выполняется не с груди, а с поднятой вверх руки. Все остальные движения достаточно сходны. Опускание – главная часть приёма, которому уделяется особое внимание.

Лучшими вспомогательными упражнениями при обучении опусканию гири в рывке являются подъём гири (махи) на различную высоту: до уровня пояса, груди, головы и выше головы, а также опускание с груди. Поднимая гирю на ту или другую высоту, не задерживать её вверху, а сразу же опускать в стартовое положение. Основное внимание здесь нужно обратить именно на правильность опускания. В момент, когда гиря находится в «мертвой точке» выше головы, атлет находится в прямой стойке с приподнятой вверх немного согнутой рукой (см. раздел «Техника рывка»). Ни на мгновение не задерживаясь в этом положении, дать возможность гире свободно падать вниз. Опускаясь (падая), гиря вначале оттягивает вниз руку, плечо (во время подрыва плечо приподнималось), и сразу же наклоняется туловище, сгибаются ноги и в конце опускания немного отводятся таз и колени чуть назад. Все движения при опускании выполняются слитно.

Опуская гирю, атлет должен стремиться, во-первых, правильно опустить и, во-вторых, правильно принять стартовое положение для очередного подъёма. По мере освоения опускания гири в рывке в высокую стойку можно постепенно переходить на опускание в более низкую.

Опускание гири в рывке начинается после сбрасывания её с поднятой руки после фиксации. Сбрасывание (сброс) является составляющим элементом приёма, от которого зависит правильность выполнения основной части – опускания. Обучение сбрасыванию гири с поднятой вверх руки следует начинать с поворота тела гири вокруг предплечья в сторону (кнаружи, при фиксации вверху гиря находилась сзади за предплечьем). Перекидка (перевертывание) гири через кисть – грубая ошибка. Во время сбрасывания нужно, поворачивая гирю вокруг предплечья, отбросить её немного вперёд, и сразу же, захватывая дужку хватом сверху, приподнять плечо и немного привстать на носки. Дужка перехватывается на уровне головы, иногда чуть выше или чуть ниже.

Последующее опускание производится уже ранее разученным способом: опусканием руки, плеча, наклоном туловища, сгибанием ног и небольшим отведением таза и коленей назад, если принимается высокая стойка. При опускании гири в низкую стойку (старт) таз и колени назад не отводятся.

Только при правильном опускании атлет может принять правильно стартовое положение и любую стойку (высокую, низкую) для очередного выполнения рывка.

Подъём на носки при опускании гири не является обязательным элементом. Совершенствуя технику рывка, многие атлеты избавляются от этого элемента, тем самым освобождаясь от излишних напряжений мышц ног. Тем не менее в начале обучения подъём на носки в момент сбрасывания гири сверху как бы не позволяет атлету допустить одну из самых грубых ошибок при опускании – преждевременный наклон туловища и сгибание ног.

Дыхание. Одновременно с сбрасыванием и перехватом дужки – быстрый вдох. Опуская гирю и наклоняя туловище, – выдох. Выдох заканчивается одновременно с окончанием движения гири назад – за колени.

Ошибки, допускаемые начинающими атлетами при опускании гири в рывке:

1. Сгибается (горбится) спина.

2. Согнута рука (падение гири затормаживается усилием мышц руки).

3. Слишком глубокий захват дужки.

4. Атлет не отрывает кисть от дужки при сбрасывании гири сверху.

5. Перевертывание гири через кисть.

6. Слишком далеко вперёд отводится гиря при сбрасывании сверху.

7. Слишком поздний перехват дужки.

8. Слишком ранний уклон туловища.

9. Опускание гири вертикально вдоль туловища.

Во время закрепления техники опускания гири в рывке, как тренеру, так и самому спортсмену, нужно следить за правильностью выполнения каждого элемента этого приёма не менее, чем при подъёме гири вверх.

 

Смена рук в рывке

 

По правилам соревнований в рывке гиря вначале поднимается одной рукой 5 мин, затем – другой. Перебрасывание гири из одной руки в другую выполняется двумя способами. В первом, когда гиря после последнего подъёма опущена вниз в стартовое положение, нужно отбросить её чуть вперёд, освободить дужку от захвата одной рукой и тут же захватить другой, направляя гирю снова в основной старт для выполнения упражнения уже другой рукой. Этот способ применяется в классическом рывке, когда перемена рук выполняется лишь один раз.

Во втором способе, после фиксации гири вверху на прямой руке, атлет, поворачивая гирю вокруг предплечья, подает её ближе к свободной руке, освобождает дужку от захвата одной рукой и быстро захватывает другой. Смена рук заканчивается на уровне головы или чуть ниже. В этом способе перехват выполняется немного быстрее.

В соревновательном (классическом) рывке, когда перемена рук выполняется лишь один раз, выигрыш во времени составляет примерно 1,5 с. Поэтому на практике такой перехват почти не применяется. Существуют высшие мировые достижения в поднятии гирь различного веса, где время выполнения упражнения не ограничено. В этом случае способ перехвата имеет очень большое значение, так как он может повторяться до 200 и более раз, а это примерно 100–110 дополнительных подъёмов в рывке 16-кг гири в часовом режиме работы.

 

Физические качества и методика их воспитания

 

По определению теории физического воспитания, физическими (двигательными) качествами называются отдельные стороны двигательных возможностей человека. К ним относятся сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость. Все они проявляются в движениях, и характер их проявления зависит от структуры самого движения.

Трудно назвать такой вид спорта, в котором можно было бы достичь высоких результатов, не обладая этими качествами.

В зависимости от характера спортивных движений, те или другие физические качества проявляются максимально и являются основными для данного вида спорта. Например, в тяжёлой атлетике – сила; в беге на длинные дистанции – выносливость; в прыжках и метаниях – сила и быстрота; в спортивных играх – быстрота и ловкость; в гиревом спорте – сила и выносливость. При проявлении основных качеств в том или ином виде спорта обязательно проявляются и некоторые другие. Например, в гиревом спорте, кроме силы и выносливости в определенной степени проявляются гибкость, быстрота.

Воспитание физических качеств осуществляется в процессе занятий физическими упражнениями по специально разработанной методике.

 

Методы воспитания физических качеств

 

Для воспитания физических качеств применяются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный, игровой и круговой.

Равномерный метод характеризуется непрерывной длительной работой от нескольких минут до нескольких часов выполняемой с относительно постоянной интенсивностью.

На практике применяются два варианта этого метода в зависимости от длительности работы. Первый – когда работа с соревновательными гирями выполняется с предельной или околопредельной интенсивностью в течение предусмотренного правилами времени (10 мин). Этот вариант применяется для развития специальной выносливости с целью проверки уровня развития этого качества.

Второй вариант – длительная (время не ограничено) непрерывная работа умеренной интенсивности, выполняемая с лёгкими и облегчёнными гирями. Этот вариант улучшает аэробные (в условиях достаточного обеспечения организма кислородом) возможности организма. Применяется для воспитания общей и специальной выносливости и работоспособности.

Переменный метод отличается от равномерного тем, что та же работа выполняется не с равномерной скоростью, а с переменной. В зависимости от цели и условий проведения тренировочного занятия соотношение между интенсивной работой и умеренной может быть самым различным («игра скоростей»). Например, легкоатлет при прохождении соревновательной дистанции один отрезок пробегает с максимальной скоростью, другой – с более низкой, затем снова с максимальной и т. д.

В гиревом спорте – это непрерывное выполнение упражнения с гирями (гирей) с изменением темпа (быстроты) через определённые промежутки времени или определённое количество подъёмов. Количество повторений (подъёмов), выполняемых как в высоком темпе, так и в замедленном в одном подходе может быть различным. Воздействие этого метода на организм более разнообразное, чем при равномерном. Совершенствуется одновременно как аэробные, так и анаэробные механизмы, и следовательно, повышается уровень развития как общей, так и специальной выносливости.

Повторный метод. Метод, при котором повторяется выполнение одних и тех же упражнений с интервалами для отдыха, во время которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. Например, атлет выполняет классическое упражнение с гирями и делает несколько подходов с определенным количеством подходов в каждом подходе с интервалом отдыха между подходами. Например, подход 24+24 кг по 10 раз через 3–4 мин. Количество повторений в каждом подходе, а также время отдыха между подходами могут быть самыми различными, в зависимости от цели и задачи данной тренировки.

В гиревом спорте повторный метод достаточно эффективно применяется при обучении технике выполнения соревновательных упражнений и воспитании силы.

Соревновательный метод. Метод выполнения упражнения и условиях, близких к соревновательным.

Примерно за месяц до соревнований регулярно занимающиеся спортсмены находятся почти в высшей спортивной форме, но ещё точно не убеждены в своих возможностях. Обычно в этот период проводят так называемые контрольные прикидки, т. е. выполняют то или другое соревновательное упражнение до «отказа». По результатам прикидок определяется степень готовности спортсмена к предстоящим соревнованиям, корректируются нагрузки и последующих тренировочных циклах и отдельных занятиях.

Соревновательный метод воспитывает волевые качества. Однако частое – без надобности – применение этого метода может привести к истощению нервной системы и снижению спортивных результатов.

На определенных этапах общей физической и технической подготовки также применяется соревновательный метод, но с другими целями и задачами. Например, к 4-му месячному циклу I этапа подготовительного периода большинство занимающихся успевает достаточно хорошо освоить технику всех основных упражнений с гирями. В это время целесообразно проводить мини-соревнования на лучшую технику выполнения соревновательных и основных специально-вспомогательных упражнений. Или примерно в середине II этапа подготовительного периода, когда занимающиеся уже проделали достаточно большую тренировочную работу по общефизической подготовке, в отдельных занятиях можно провести соревнования, в которых спортсмены могли бы проявить основные физические качества – силу и выносливость, но и в других упражнениях, и других видах спорта (отжимания от пола или на брусьях, подтягивания на перекладине, лазание по канату, бег 1000 м и другие). Такие соревнования также являются эффективным средством воспитания волевых качеств занимающихся, приучают к спортивному соперничеству и конкуренции. После соревнований проигравшие обычно стремятся больше тренироваться, чтобы догнать своих лидеров на следующих соревнованиях.

По … Продолжение »

Бесплатный хостинг uCoz